Александр Поверин

 

Книги и публикации

учебная литература художественная литература публикации в СМИ статьи А.Поверина

 

Секрет покровской керамики. Не Боги горшки обжигают, часть I

 

В Московской области, близ Павловской слободы, работает гончарная артель "Покровская керамика". Она имеет статус народного промысла. Артель изготавливает русскую гончарную чернолощёную утварь: крынки, кувшины, корчаги, щанки, рукомои, баклаги, миски и другую традиционную посуду, очень удобную и красивую. Возглавляет артель Александр Поверин.

 

Прежде чем увлечься гончарством, Александр Поверин сменил массу профессий: окончив Московский инженерно-строительный институт, работал на заводе мастером, инженером-конструктором. Был бондарем, садовником, пчеловодом, осветителем на "Мосфильме"...


Александр представляет тип современного мастера: человек образованный, не потомственный гончар, он обучался ремеслу, что очень важно, у старых мастеров Тверской и Московской областей. Чернолощеная керамика для него не музейный экспонат, он возвращает ее в наш повседневный обиход. Ведь традиционная русская посуда незаслуженно забыта, а она представляет традиции быта, без которых русский человек не может считать себя до конца русским. "Это все равно, что не знать родного языка, русских народных песен и танцев, национальной одежды, обычаев, истории и культуры своего народа", - считает мастер.

С народным мастером беседует искусствовед Наталья Вяткина.

 

- Александр, если наши читатели загорятся и захотят своими руками сделать или скрутить на гончарном круге горшок для цветов, кринку, миску или кувшин, с чего вы посоветуете начать?
- Начинать работу советую с подготовки материала, с изучения свойств глины. Если к глине подойти с научной точки зрения, то она представляет собой дисперсную осадочную породу, состоящую из частиц пластинчатых минералов, по химическому составу - гидроалюмосиликатов, и сопутствующих примесей иных минералов. Что такое гидро - понятно, алюмо, наверное, тоже, а силикаты представляют собой соединения кремния с кислородом.
Глинистые минералы при взаимодействии с водой делают глину пластичной, способной формироваться и сохранять заданную ей форму при высыхании.
Минералы-примеси, такие как кварц, карбонаты и полевой шпат, непластичны, и их присутствие "отощает" глину, снижает ее пластичность. Поэтому, если вы захотите уменьшить усадку глины при сушке, то добавьте в нее до 25 % песка или молотого обожженного черепка. Песок для гончарного дела применяется только молотый, иначе вы сотрете о глину руки, как о наждак. А в III - II тысячелетии до н.э. в глину добавляли толченый гранит.


- Существует несколько десятков видов глин и свойства их различны. Какая глина применяется в гончарном деле?
- Глина, применяемая в гончарном деле, должна быть тяжелой, жирной, доброй, податливой, упругой, но с "твердым характером" - она обязана держать форму. По цвету глина может быть красной, коричневой, голубой, зеленой, серой или белой. Иногда встречаются глины шоколадного или грязно-черного цвета. Но я не советую с ними иметь дело, потому что при обжиге их органические примеси дают такой дух, что хоть святых выноси. Цвет глине придают окись алюминия, окись железа или титана. Если окиси железа и титана в сумме не превышают 1 %, то глина после обжига красная, несмотря на то, что в сыром виде она зеленая или голубая.
Основное же свойство гончарной глины состоит в том, что она должна быть чистой, даже без меленьких камушков и песчинок. Отощать глину
способен только молотый песок или молотый обожженный черепок.
Очистить гончарную глину доступно вручную (что мало производительно, но в домашних условиях вполне реально) или продавливая ее в пластичном состоянии через мелкую сетку. Можно также "отмучить" глину в бочке, иными словами, разбавить ее до шликера (состояния общепитовской сметаны) и ждать, когда крупные тяжелые включения осядут на дно. После этого чистую фракцию сливают и выпаривают до нужного состояния.
Если у вас нет возможности приобрести хорошую глину на профильном заводе или взять в карьере какого-нибудь месторождения, то поищите, вспомнив Бориску из фильма "Страсти по Андрею" Тарковского. Другое дело, что с таким сырьем придется как следует повозиться.
Итак, глину можно найти на обочинах дорог, по берегам болот или небольших водоемов, которые образуются потому, что дождевая или родниковая вода попадают в глиняную чашу. Голубая или зеленая глина залегает сразу под дерном или на глубине метр-полтора пластом различной мощности. Такую глину на Руси называли "живой", так как она уже была готова к работе. Использовали также пресную глину -налитую водой и вымятую, кислую - лежалую в замеске и тоже готовую в дело. Место, откуда брали глину, называлось глинище, глиница или глинокопня. Первая вредная в глине примесь - мел, содержание которого может доходить аж до 33%, такие глины должны быть особенно тщательно перемешены. Если мел или карбонаты присутствуют в глине в виде крупных включений, то после ее обжига и разложения карбонатов оставшиеся окислы кальция и магния начнут поглощать воду из воздуха, образуют гидроокиси, увеличатся в объеме и разорвут изделие.
Если после обжига вы заметите на изделии мелкие черные "мушки", значит в глине был гипс или пирит. Пирит в глине - это кристаллы с металлическим желтоватым блеском, гипс иногда образует видимые глазом скопления и крупные двойниковые кристаллы. Удалить их можно только вручную. Органические примеси, как правило, выгорают и почти не оставляют следов, если не считать мелких раковин на поверхности изделий, декорирования изделий. Например, вкрапление в поверхность изделий зерен риса, пшеницы и даже гороха после обжига оставляет довольно-таки оригинальный след. Этих сведений о свойствах глины вполне достаточно, чтобы начать с ней работать.
Хочу обратить ваше внимание на два момента в приготовлении глины. Первый: в любом случае, даже если глина чистая и вам кажется, что она вполне пригодна для работы без предварительной подготовки, ее нужно хорошо высушить, разбив на мелкие куски.
После высушивания затворите глину водой, желательно горячей. Набухшую массу нужно выложить на стол, застеленный холстом или другой грубой тканью. Подождите, когда глина освободится от лишней воды и приобретет необходимую для работы влажность, то есть будет с усилием переминаться в руках.
Затем ее нужно как следует перемять, протащить через мелкую сетку. Еще раз перемять и, наконец, положить в целлофановый мешок, а мешок - в бочку с плотной крышкой. Выдерживать не меньше суток. Впрочем, в бочке глина может находиться несколько дней, пока вы ее всю не израсходуете.


- Гончары разных стран используют отличающиеся друг от друга способы ручной лепки сосудов. В чем эти отличия заключаются?
- Существует несколько традиционных приемов работы с глиной.
Коснемся лишь некоторых. Чтобы слепить сосуд ленточно-жгутовым способом, нужно сначала раскатать скалкой лепешку. Срезав лишнее, оставить ровный глиняный круг и по его краю начать навивать из глиняных жгутов стенку будущего сосуда.
Облегчить работу вам поможет турнетка (вращающаяся на оси подставка), но для начала ее может заменить круг "здоровье".* Процесс лепки ленточно-жгутовым способом напоминает процесс плетения корзины, но только без вертикальных прутьев, так как жгуты, в отличие от лозы, слепляются друг с другом, и по мере роста стенки сосуда протачиваются пальцем руки или стекой.
Второй способ изготовления глиняной посуды (лепка из нескольких частей со спаями) более прост в описании, но сложнее в применении. Раскатав глину в лоскут толщиной 4 мм, нужно тщательно выкроить части будущего сосуда, приготовить к склеиванию. Этот процесс очень походит на лоскутное шитье.
Склеивать глиняные лоскуты нужно в их подвяленном состоянии (в коже-твердом, как его называют керамисты). На склеиваемые швы наносят скальпелем насечку и смазывают, словно клеем, шликером - сметанообразной глиной.
Этот способ работы с глиной в последнее время получил очень широкое распространение. Керамисты в буквальном смысле слова шьют из глины всевозможные изделия, начиная от простейших предметов быта до сложных скульптурных композиций.
Подкладывая при раскатке глины на стол различную фактурную ткань, вы можете получить глиняные лоскуты уже с нужным рисунком. В настоящее время такой способ глиняного "шитья" получил название "текстилькерамика".


(Продолжение - в следующем номере "Вестника РФС")

 

________________________

*О необходимых для работы с глиной инструментах и приспособлениях см.: Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. М., 1997.

 

 

«Вестник» РФС (Вестник российского фольклорного союза) №1, 2001г.