Александр Поверин

 

Книги и публикации

учебная литература художественная литература публикации в СМИ статьи А.Поверина

 

Мастера гончарного промысла, часть I

 

Неподалеку от старинного подмосковного местечка Павловская слобода работает гончарная артель «Покровская керамика». Недавно она получила статус народного промысла, что само по себе сейчас большая редкость. Артель возродила народный гончарный промысел, основанный на традиционной и уникальной технологии производства чернолощёной керамики, но не в горновых печах, как это делали в старину, а в электрических.


Работают в артели — Поверин Александр и Сысоев Александр — с гордостью называющие себя — Мастеровые.
Сами отремонтировали и создали мастерскую из душевой без окон. Сами изготовили оборудование: две печи, два гончарных круга, мялку.

В мастерской рядом с кругом, в рабочем фартуке, с кожаной полоской-шпандырем на лбу, поддерживающей волосы — они напоминают нам мастеровых со старинных фотографий, когда почетны были профессии: бондарь, кузнец, гончар.


В артели восстановили и производят множество различных видов гончарной утвари от крынок, горшков, кувшинов до квасников, кумганов, шанок, кухоль, рукомоем и т. д. Даже названия многих этих видов посуды попадаются только в искусствоведческих изданиях. А ребята решили вернуть им жизнь в быту.

 

Как красива и удобна их масленка для постного масла из чернолощеной керамики. Хорошо хранят сметану и молоко крынки, горшочки и кружки с крышками.

 

Эта посуда не музейный экспонат, она возвращается в обиход к людям.


Мастера — городские жители и пришли в артель разными путями. Видимо, тлела где-то в них память предков — тех российских гончаров, которых было превеликое множество. Ведь именно народные промыслы, и гончарные в особенности, были первыми и основными очагами культуры. Вся Россия везла обозами на ярмарки в Тверь, Нижний Новгород, Москву свою посуду и глиняные игрушки. В 1896 году гончарные артели производили товара на" 1756 тысяч рублей серебром в год, что составляло четвертую часть всего фарфорового и фаянсового производства в России. Но с 30-х годов коллективизация коснулась и традиционных народных промыслов: разрушали печи, лишались работы потомственные гончары, исчезали традиции.


— Мы много ездили по России, искали старых мастеров, перенимали их опыт, — говорит Александр Поверин — идейный вдохновитель и руководитель артели. — Пробовали скульптуру, обливную посуду, разные стили и все-таки остановились на чернолощеной керамике и на традиционных народных формах. В производстве чернолощеной керамики, в отличие от обливной, не требуется глазурь, сокращается количество обжигов, сокращается время самого изготовления изделий. Кружка и кувшин для молока должны быть дешевы и удобны.


Сам Александр Поверин прошел долгий путь. Закончил МИСИ; работал на заводе железобетонных изделий мастером, инженером-конструктором осветителем на «Мосфильме»; худруком дворца культуры; сценаристом ЦПКО им. Горького; художником-фотографом журнала «Коммерческий вестник»; внештатным сценаристом редакции научно-популярных программ ЦТ; бондарем во Владивостоке; садовником, агрономом, пчеловодом, керамистом в Подмосковье. Он пишет стихи, прозу. И без устали рассказывает, как о любимом ребенке о глине, о керамике, о каждой своей новой задумке.


Для выставки керамики к 850-летию города Москвы мастера изготовили Царь — пушку и полведерный действующий самовар из чернолощеной керамики. В Торгово-промышленной компании «Павловская слобода» под руководством А. А. Левушкина в павильоне «Москва» на ВВЦ артель выставляет свои лучшие образцы посуды.


Мастера мечтают о новых печах, ведь артель производит пока очень малый объем изделий. Это капля в море. Но планируется строительство новой мастерской с новым оборудованием. Конечно, только с поддержкой руководства Московской области, Павлослободского района и Российского фонда культуры.


Не оставляет артель без своего благословения настоятель Благовещенской церкви села Павловская слобода священник Отец Владислав.
Чернолощеная керамика — это красивая и экологически чистая посуда, издревле применяемая на Руси. Уже сегодня посуда гончарной артели «Покровская керамика» узнаваема людьми в Москве и Московской области и пользуется спросом. Гончарный промысел — это наша история, наши корни. Прекрасно, что молодые люди продолжают развивать его для наших детей и будущего России.

 

Елена Шевченко.

 

 

«ИЗОГРАФ», №4, апрель 1996г.