Александр Поверин

 

Школа А.И.Поверина

 

программа расписание фотографии география учеников отзывы учеников стоимость обучения запись на обучение

 

Гончарное искусство – история, эстетика, технология, мастерство и теория художественных стилей

 

Самое сложное в жизни каждого человека – это найти свое место в жизни, найти самого себя. И только найдя его, человек может проявить все свои незаурядные способности, которые у него, конечно же, есть. Сколько «погибло» великих кинорежиссеров до того как появилось киноискусство? Но в данном случае никто не виноват – так складывалась на Земле история искусств. Но есть один вид искусства, который людьми просто-напросто был забыт, отодвинут на обочину исторического развития и низведен с высоты Ремесла до заурядности ремесленничества. Это гончарное искусство.

 

Надо сказать, что гончары – это наиболее разносторонние художники. Гончар обязан знать: эстетику, археологию, историю искусств, теорию конструирования форм, теорию цвета, основы неорганической химии, основы теплотехники, материаловедение, общую историю культуры, теорию орнамента, обладать навыками работы на гончарном круге, обладать навыками скульптура И, может быть, самое главное, что дает человеку умение работать на гончарном круге – это душевное равновесие, такое, в каком пребывает глиняный сосуд, который вырастает на ваших глазах из простого куска глины.

 

Гончарный круг: 

– это и своеобразная машина времени – ему уже более 4-х тысяч лет, а он практически не изменил своей конструкции

– это и тренажер

– это и инструмент

– это настройщик вашей души.

 

I. Общий план занятий по истории искусств (теория художественных стилей).

Курс лекций (бесед) по теории стилей даст вам определенную систему координат, по которой вы сможете ориентироваться в бесконечном море искусства. Понимать, что Бах – это барокко, а Моцарт – это рококо и так далее. Вы поймете, что художественные стили – это не выдумка искусствоведов, а своеобразные зоны художественного климата планеты – это часть нашей природы. Вы узнаете систему и логику их развития, а они, оказывается, существуют. Вы увидите «молекулы» красоты, – из которых складывалось искусство на нашей планете. А оно зависит и от географического фактора, и от размера Земли, и от спектра Солнца и так далее и тому подобное.

План:

1. Алгебра гармонии

2. Виды искусств

3. Меры условности в искусстве

4. Формирование видов искусств

5. Перспектива, как художественный инструмент

6. Ритм красоты

7. Стиль, как явление природы

8. Основные признаки смены художественных стилей

9. Выразительность (пластичность и живописность)

10. Эстетика, как исторический фактор

11. Политическая система, как продукт эстетических отношений

 

II. Общий план занятий по гончарному искусству. 

Раздел 1. Художественная керамика, как часть мировой художественной культуры.

Тема 1. Керамика палеолита, неолита и энеолита.

Тема 2. Керамика Египта и Ближнего Востока.

Тема 3. Керамика Древней Греции и Византии.

Тема 4. Керамика Этрурии.

Тема 5. Керамика Китая и Японии.

Тема 6. Керамика Америки.

Тема 7. Европейская майолика, фаянс и фарфор.

 

Раздел 2. Русская, украинская и белорусская художественная керамика.

Тема 1. Лепная керамика и гончарство Древней Руси.

Тема 2. Изразцы.

Тема 3. Гончарные промыслы (Гжель, Скопин, Опошня и др.).

Тема 4. Фарфор.

Тема 5. Орнамент, колорит и знаковая символика.

Тема 6. Глиняная народная игрушка.

 

Раздел 3. Технология изготовления художественных керамических изделий.

Тема 1. Материалы и оборудование.

Тема 2. Ручная лепка.

Тема 3. Гончарный способ.

Тема 4. Литьевой способ.

Тема 5. Сушка, обжиг и послеобжиговая обработка изделий.

Тема 6. Декорирование. 

 

Раздел 1. Художественная керамика, как часть мировой художественной культуры

Тема 1. Керамика палеолита, неолита и энеолита. Тематика и техника палеолитической керамики. Зооморфные и антропоморфные изображения. Появление гончарного круга. Первые керамические круглодонные сосуды (способ налепа). Превращение пластической глины в камнеподобное тело под воздействием огня.

Тема 2. Керамика Египта и Ближнего Востока. Керамика Древнего, Среднего и Нового Царств. Реформы Эхнатона. Керамика мусульманского Египта 10 – 14 веков. Сосуды из Суз. Изразцы Вавилона. Керамика Ирана и Средней Азии 3 – 12 веков. Керамика Ирана и Передней Азии 12 – 14 веков. Керамика Самарканда 14 – 15 века. Керамика Ирана 16 – 17 веков.

Тема 3. Керамика «Кубачи». Керамика северного и южного Кавказа.

Тема 4. Керамика Древней Греции и Византии. Доархаическая керамика Древней Греции. Геометрический стиль. Дипилонские вазы. Керамика архаического периода. Чернофигурные и краснофигурные вазы. Основные формы и назначение греческой керамики: ритуальные сосуды, сосуды для хранения и перевозки пищевых и непищевых продуктов, декоративные вазы, бытовая керамика. Основные названия древнегреческих сосудов: амфоры (хиосские, боспорские, самосские, фасосские, гераклийские, паросские, радосские, ионийские, панафикейские, ноланские, апулейские, амфоры-лутрофоры, амфора-пелика), гидрии (аттическая, компанская), кратер ( стамнос, оксибав, калаф, динос), киаф, килик, скифос, ротила, ритон, мастос, ойнохоя (ольпа), лагин, пинак, арибалл, алабастр, лекиф, амфориска, пиксида, гут, лекана, кофон, эпихизис. Мастерская Никосфена. Черный и красный лаки, ганозис. Керамика Византии 10 – 15 веков.

Тема 5. Керамика Этрурии. Этрусская керамика 7 – 2 веков до н.э. (импасто и буккеро: тонкое, среднее и тяжелое буккеро). Особенности технологии изготовления и декорирования этрусской чернолощеной керамики. Вазы из гробницы Реголини Галасси. Терракотовые этрусские надгробья. Основные формы этрусских ваз из собраний Эрмитажа и ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Тема 6. Керамика Китая и Японии. Древний период развития китайской керамики 5 – 2 тыс. до н.э. Расписные керамические сосуды Яншао и Луншань. Китайская керамика 2 тыс. до н.э. – 3 век до н.э. Основные формы китайских бронзовых сосудов: сосуды для вина «ху», блюдо «нань», бокал «гу», котелок «дин», сосуд для омовения «и». История и технология китайского фарфора. Основные периоды изготовления китайского фарфора. «Фарфоровый камень» нан-кан. Японская керамика 16 – 19 веков. Японские чаши для чайной церемонии («Сэто гуро», «Сигаракикуцу», «Когарацуисихадзе», «Куроракухидзумикакумон», кувшины с ручкой, квадратные блюда, ваза для цветов «Такатори Рикка», курильницы, бутылочки для сакэ. Особенности обжига японской чернолощеной керамики (печи быстрого огня «раку» и основные способы восстановительного обжига).

Тема 7. Керамика Америки. Керамика доколумбовой Америки. Мексиканская керамика 17 – 20 веков.

Тема 8. Европейская майолика, фаянс и фарфор. Майоликовые, фаянсовые и фарфоровые массы, их состав и свойства. Технология производства майолики, фаянса и фарфора. Испано-мавританские фаянсы 11 – 17 веков. Итальянская майолика 15 – 17 веков (Фаэнца, Сиена, Венеция). Французский фаянс 16 – 18 веков (изделия Сен-Поршера и Бернара Палисси). Руанский фаянс, парижский фаянс, завод в Сен-Клу, завод в Лилле, страсбургский фаянс. Упадок фаянсового производства в конце 18 века. Изобретение европейского фарфора 1720 год (И. Бетгер и Э. Чирнгауз). Основные фарфоровые европейские производства 18 – 20 веков: Королевская мануфактура Майссен, делфтский фарфор, мануфактура Хёхста, мануфактура Фюрстенберга, Королевская Баварская мануфактура Нимфенбурга, Королевская мануфактура Берлин, мануфактура Франкенталь, мануфактура Готта, Герцогская мануфактура Людвигсбург, Королевская мануфактура Севр, фарфоровая фабрика Дж. Спода, Минтона (Сток-он-Трент), мануфактура Дерби. 

 

Раздел 2. Русская, украинская и белорусская художественная керамика.

Тема 1. Лепная керамика и гончарство  Керамика: Трипольская культура, Андроновская культура, Раменская культура, Борщевская культура, Дьяковская культура, Черняховская культура, лесная керамика 8-10 веков. Керамика Древней Руси. Русская утварь 17-19 веков, ее основные формы, названия и назначения (кринка, кувшин, кандюшка, кумочка, корчага, кувшин-жбан, масленка, кацея, корчага-медяник, кубышка, керосинница, кашник, горлач, урыльник-рукомой, банка, бутыль, лагушка, кувшин-полевик, щанки, горшок-братина, кисельница, горшок-растворник, горшок-луковник, плошка-тушка, сосуд-рученька, дойник для молока, тарелка с горчичницей для холодца, горлач для пива, кухля, квасник, кумган, солило, миска, плошка, кубышка с ручкой, люстрин, маслобойка, бочонок для масла, елейник, сосуд для воды (русская амфора), махотка, канунчик, подсвечник, похмельник, бочкарь, стопка, стопарь, кружка, дегтярница, латка, дымарь, баклага, сковородка)

Тема 2. Изразцы. Изразцовое производство в России 16 –17 веков. Назначение, технология изготовления и декорирование изразцов. Изразцовая мастерская Степана Полубеса.

Тема 3. Гончарные промыслы. Виды промыслов: отхожие, кустарные, современные. Определение народно-художественного промысла. Основные народно-художественные промыслы: Гжель, Скопин, Ерга, Суджа, Казариново и др.

Тема 4. Русский фарфор. История создания первого русского фарфорового производства. Деятельность Д.И.Виноградова и Афанасия и Ивана Гребенщиковых. Основные русские фарфоровые производства: Санкт-Петербургский Императорский фарфоровый завод, фабрика Ф.Я. Гарднера, Дмитровского уезда Московской области, село Вербилки, Завод князя Н.Б. Юсупова, Звенигородский уезд Московской области, село Архангельское, завод В.А. Всеволожского и И.П. Поливанова, село Елизаветино Богородского уезда Московской области, завод братьев Козловых, Московская область Бронницкий уезд. Деревня Жирово, завод А.Г. Попова Дмитровского уезда Московской области, село Горбуново, заводы Гжели Московской области. Современные фарфоровые производства

Тема 5. Орнамент, колорит и знаковая символика. Определение орнамента. Растительный и геометрический орнамент Древней Руси. Виды геометрического орнамента от простого к сложному: точка, линия, зигзаг, шевроны, вязь (мотив плетенки), меандр, ромб, многоугольники. Зооморфные, антропоморфные, природные, тератологические мотивы в орнаменте. Основные принципы и закономерности построения орнамента. Основные категории орнамента: бордюр, сетка, розетка. Наиболее распространенные мотивы орнамента и их символическое значение. Русская поливная и расписная керамика.

Тема 6. Русская глиняная игрушка. Происхождения русской глиняной игрушки и технология изготовления. Стилистические и национальные особенности русской глиняной игрушки. «Монументальность» русской глиняной игрушки. Основные центры традиционной глиняной игрушки: Гончарная слобода, г. Москва; Тульская область, дер. Филимоново; Архангельская область, дер. Гринево (каргопольская); Рязанская область, г. Скопин; Липецкая область, дер. Романово; Пензенская область, село Абашево; Горьковская область, дер. Жбанниково; слобода Дымково под Вяткой; Курская область, село Кожля, Вологодская область, дер. Ёрга; Архангельская область, дер. Сомово и др. 

 

Раздел 3. Технология изготовления художественной керамики.

Тема 1. Материалы и оборудование. Глина и ее свойства. Химический состав глины. Полезные и вредные примеси. Живая и тощая глина. Основные месторождения глины. Глиняные массы (гончарные, шамотные, твердокаменные, терракотовые, технические, шликерные, фаянсовые, фарфоровые). Вспомогательные материалы. Глазури и красители – технология их изготовления. Основные химические соединения, применяемые в качестве керамических пигментов для подглазурного декорирования – соли, шпинели, и цвет, который они дают после обжига. Оборудование для приготовления глиняных масс. Конструкции печей: горновые (земляные, кирпичные, каменные, горшковые), газовые, электрические и их основные показатели. Конструкции гончарных кругов: ручные, ножные (пинковые, педальные), электрические.

Тема 2. Ручная лепка.  Ленточно-жгутовая лепка. Лепка сосудов из нескольких пластов со спаями (текстилькерамика). Формовка путем выбивания. Отминка в готовую форму.

Тема 3. Гончарный способ.  Глина и ее свойства.

1. Происхождение.

2. Химический состав.

3. Основные месторождения.

4. Глиняные массы.

4.1. Гончарные

4.2. Шамотные

4.3. Твердокаменные

4.4. Терракотовые

4.5. Технические (кирпич, черепица, кафель, изоляторы, огнеупоры)

4.6. Шликерные

4.7. Фаянсовые и полуфаянсовые

4.8. Фарфоровые

5. Оборудование для приготовления глиняных масс.

Тема 4. Теория конструирования гончарных форм. Основные принципы конструирования сосудов. Линии, формирующие профиль сосуда – прямая, окружность, парабола, гипербола. Основные горшковые и криночные формы. Сложные составные формы. Основные элементы сосудов: основание ножки, перехват ножки, тулово, плечи, корень ручки, ручка, шейка, венчик, губы, устье. Основные пропорции сосудов и применение принципа «золотого сечения» при их формировании. Ритм сосудов. Объем. Национальность формы. Влияние художественного стиля на художественную форму. Цвет и его влияние на художественную форму. Влияние росписи на художественную форму. Место орнамента на сосуде.

Тема 5. Сушка, обжиг и послеобжиговая обработка Определение понятий: усадка, зеркало поверхности, память глины. Особенности сушки изделий большого диаметра. Оборудование для сушки. Окислительный обжиг (утельный, политой). Восстановительный обжиг (полный, частичный, с глазурями). Быстрый обжиг (раку). Редукция. Молочный обжиг. Обварка. Влияние различных газовых сред на керамические изделия и оснастку печей. Температурные режимы обжига. Послеобжиговая шлифовка, роспись (народная игрушка), вощение, покрытие ганозисом, покрытие маслом.

Тема 6. Декорирование Основные методы декорирования керамических изделий. Скульптурные: рельеф, контур, ажур, инкрустация, гравировка, тиснение, фляндровка. Живописные: роспись (надглазурная, подглазурная, роспись по сырой эмали), аэрография, декалькомания, мраморизация, пастилаж, резерваж, шелкография, перевод печати, декорирование штампом. Технологические: глазурование, ангобирование, лощение, восстановление, обварка.

 

Если в вас «погибает» великий гончар – не дайте ему умереть окончательно.